|
Образовательная политика |
|
5–31 |
Доклад опубликован в журнале «Вопросы образования» № 4 за 2007 г.
| |
|
32–64 |
В данной публикации делается попытка предложить основу для общественного и профессионального обсуждения модели российского образования в долгосрочной перспективе — каким оно будет в 2020 г. Текст не претендует на окончательное описание этой модели — в нем излагаются лишь самые принципиальные соображения, которые могут, с одной стороны, стать предметом дискуссии и, с другой стороны, послужить ориентирами при разработке детального плана реализации новых идей. Задача, которую ставят перед собой авторы — предложить свое видение того, каким должно стать российское образование, чтобы соответствовать: инновационной модели развития российской экономики, являющейся стратегическим выбором России; социальным запросам населения России и задаче консолидации российского общества; требованиям глобальной конкуренции на рынках инноваций, труда и образования.
| |
|
65–86 |
В настоящей работе предпринимается попытка обоснования стратегии социокультурной модернизации образования как института социализации, выполняющего ключевую роль в целенаправленном формировании ценностных ориентаций, норм, установок и стереотипов поведения населения России. Раскрывается роль образования в конструировании таких эффектов общественного развития, как социальная консолидация общества, гражданская идентичность представителей различных социальных групп и национальных культур страны, социальное доверие, успешная социализация подрастающих поколений, социальная стратификация населения России. Обсуждается необходимость учета эффектов социокультурной модернизации образования как фактора роста конкурентоспособности личности, общества и государства при дальнейшем проектировании программ долгосрочного социально-экономического развития России, в том числе федеральной программы развития образования.
| |
Теоретические и прикладные исследования |
|
87–119 |
В статье представлены результаты эмпирического исследования, проведенного в 2004 г. На базе анализа полученных данных формируется портрет практической профессиональной деятельности преподавателей вузов, исследуется их мотивация и ролевые образцы, которые выступают в качестве конвенциональной нормы, сложившейся в среде преподавателей вузов. Также изучаются внешние условия преподавательской деятельности. В результате проведенного исследования удалось выявить и подтвердить как некоторые негативные, так и позитивные тенденции в профессиональной деятельности преподавателей, а также наметить возможные пути решения обнаруженных проблем, дополняющие уже осуществляемые реформы в сфере высшего образования.
| |
|
120–145 |
Индикаторы и показатели играют все более важную роль не только в качестве инструмента анализа образовательных систем, но и как эффективное средство управления образованием на всех уровнях. В статье рассматриваются действующие системы индикаторов образования, анализируются проблемы и риски, связанные с их использованием, наиболее часто встречающиеся ошибки. Показано, как анализ индикаторов позволяет составить представление о приоритетах органов управления, устанавливающих системы показателей для подведомственных систем, и о мировоззрении грантодателей, разрабатывающих критерии отбора получателей средств.
| |
Содержание образования |
|
145–159 |
Развитие математического мышления как цель математического образования требует организации математической деятельности учащихся. Для этого необходимо пересмотреть существующие формы и методы раскрытия содержания математического образования, ввести новые средства освоения этого содержания. В качестве одного из таких средств в данной статье предлагается мысленный эксперимент.
| |
Дискуссия |
|
160–189 |
Вопросы для обсуждения: как современная модель российского образования (включая разработку стандартов образования) учитывает результаты PIRLS и PISA? как России удержать лидерство в PIRLS в ближайшие 5 лет? что надо делать в основной школе, чтобы развить навыки начального обучения (как не загубить детей)?
| |
|
190–216 |
Доклад Г.С. Ковалевой и дискуссия на семинаре «Актуальные исследования и разработки в области образования», организованном Институтом развития образования ГУ–ВШЭ 21 февраля 2008 г.
| |
|
217–230 |
В первой части публикации представлены принципы формирования информационно-аналитической системы, обеспечивающей проведение сравнительного анализа региональных образовательных структур, включая описание основных задач, которые она позволяет решать. Достаточно подробно рассмотрены отдельные блоки системы: методологический, организационный, информационный, аналитический, презентационный и программный, каждый из которых выполняет свои специфические функции. Приведена структура системы интегральных и тематических рейтингов, а также комплекс специально разработанных индикаторов, которые используются в рейтинговых расчетах. Во второй части публикации будут продемонстрированы возможности использования рейтинговых оценок для анализа проблем развития образования на примере исследования различных аспектов функционирования системы дошкольного обучения в российских регионах.
| |
Статистика и социология образования |
|
231–247 |
http://www.nea.gov/research/ToRead.pdf (Translated in Russian by I. Friedman)
| |
Из истории образования |
|
248–255 |
0
| |
|
256–282 |
Речь, читанная в торжественном публичном заседании при открытии Императорского Николаевского университета в г. Саратове, 6 декабря 1909 г.
| |
Книжные обзоры и рецензии |
|
283–285 |
| |
|
286–297 |
Перевод: Hewins C.M. The History of Children’s Books (пер. с англ. И. Фридмана). http://www.theatlantic.com/doc/188801/childrens6books
| |